Транспортная железная магистраль, связывающая Алтай
с Кузбассом пересекает небольшую горную страну под названием Салаирский кряж.
Этот участок железной дороги электропоезд Барнаул – Артышта II проезжает около часа.
Около часа езды пассажиры электропоезда попутно
могут любоваться красотами салаирской тайги. Как раз посередине этого сложного
и красивого участка находится остановочный пункт Тогулёнок.
На этой железнодорожной станции нет гражданских
строений и зданий, и Тогулёнок совершено безлюден. Только на выходные дни сюда приезжают
толпы бывалых туристов из столицы Алтайского края, и тут же расходятся разными
маршрутами по необъятной тайге.
Но не только таёжными красотами привлекателен
Тогулёнок. Есть здесь одна достопримечательность не для всех известная. А
именно: железнодорожный тоннель, построенный в 1951 году. Он к тому же является
единственным метрополитеном на всей территории Алтайского края.
Тоннель пробит сквозь каменистую сопку Салаирского
кряжа. Кстати сказать, этот горный отрог встал препятствием не только для строителей
железнодорожной магистрали.
Массивный хребет, покрытый тайгой, протянулся на
несколько километров посередине Салаирского кряжа и стал его климатической
границей. Западная часть хребта сдерживает наступающее тепло весны, и весеннее
изменение в тайге за хребтом в восточной его части наступают чуть позже. А
осенью западная часть хребта удерживает летнее тепло. И осеннее изменение в
тайге за хребтом лишённой тепла начинаются чуть раньше.
Таким образом, тоннель является переходом в разные
миры.